Друзья, всем привет!
Сегодня наш разговор пойдет о вариантах работы рекламного агентства с клиентом. Логично, что агентство всегда пытается получить с клиента максимальную оплату за свои услуги, а клиент пытается получить максимальный объем работ по организации рекламы за минимальные деньги.
Я имею опыт работы и на стороне клиента, и на стороне агентства, и на стороне рекламных площадок, так что сегодня мы постараемся заглянуть на внутреннюю кухню и определить, как получить максимум услуг за минимальную стоимость, не снижая при этом требования к качеству работ.
Итак, основных схем работы в рекламной отрасли несколько:
Процент от бюджета
Основной принцип – установка фиксированного или плавающего процента от общего бюджета, или бюджета на конкретный канал.
Схема классическая, в зависимости от специфики работы, агентства, как правило, берут от 1% до 10% от вашего бюджета за свои услуги.
Модель понятная, когда агентство не занимается производством или производство – небольшое, а бюджет значительный, например наружная реклама, печатная или реклама на ТВ (отмечу, что именно там данная модель обычно и применяется). Если говорить о работе с различными каналами в интернете, то данная модель тоже применяется, но имеет ряд особенностей:
Из плюсов:
Из минусов:
Обобщив, можно сделать вывод, что данная схема взаимодействия клиента и агентства не всегда выгодна, причем часто обеим сторонам, т.к. при небольших бюджетах затраты агентства на производство работ превышают процент от бюджета, который оно получает, но чаще клиент по факту сильно переплачивает агентству только из-за большого объема размещения.
Отмечу, что при работе с офлайном, агентство зачастую зарабатывает не с самого клиента, а со скидки для агентств, которая в некоторых форматах часто достигает 30-40%, а иногда и 70%.
В сети я бы эту схему работ не рекомендовал использовать нигде, кроме медийки, где работает стандартная схема офлайна и агентства зачастую продают размещение дешевле официального прайса площадок.
Оплата по KPI
«Модный формат», при котором агентство получает оплату за работы (или её большую часть) только при достижении определенных результатов.
На первый взгляд все честно и открыто, клиент может рассчитывать на то, что либо требуемые показатели будут достигнуты, либо он существенно сэкономит на услугах агентства (что покроет часть недополученных прибылей). Агентство же имеет своей целью максимально качественно провести рекламную кампанию, чтобы получить максимальную оплату.
Выделим основные плюсы от данного формата взаимодействия:
Но, существует ряд проблемных точек, которые не дают такому формату работ нормально развиваться:
Могу сказать, что в данный момент агентство, в котором я работаю, больше не заключает контрактов с бонусами за достигнутый KPI, т.к. даже при выполнении всех задач и планов нам ни разу не удалось получить свои бонусы от клиента, при том, что это были весьма крупные и солидные клиенты, но даже они под различными предлогами (а иногда и вообще без оснований) отказывались от исполнения своих обязательств. Мы предпочли не судиться с текущими клиентами и просто убрали этот пункт из соглашения.
Из сказанного можно сделать следующий вывод: схема весьма красивая, правильная и рабочая, но текущий уровень корпоративной культуры в нашей стране пока не позволяет её использовать достаточно широко.
Фиксированная оплата
Принцип работы, при котором клиент оплачивает фиксированную сумму за фиксированный набор услуг.
Наиболее классический и понятный формат, но и у него есть несколько нюансов, на которых хочется остановить свое внимание:
Такой формат взаимодействия, как правило, достаточно удобен и для клиента, и для агентства, т.к. позволяет четко фиксировать доходы/расходы, корме того, т.к. агентство начинает получать прибыль с клиента только по прошествии нескольких месяцев, оно вынуждено делать свою работу наиболее качественно.
С другой стороны существует определенный риск того, что через некоторое время агентство может, по сути, перестать уделять проекту должное внимание.
Почасовая оплата
Формат, при котором стоимость работ формируется исходя из количества и стоимости человеко-часа специалистов, занятых на вашем проекте.
Наиболее часто встречается у веб-студий и частных специалистов, но иногда используется и рекламными агентствами.
Рассмотрим особенности, которые стоит учитывать при таком формате работы:
В результате все это хорошо подходит для небольших и простых задач, когда реальный объем трудозатрат понятен и агентству, и заказчику.
Смешанные формы взаимодействия
Как видно из написанного выше, идеального формата сотрудничества, который одновременно бы подходил и агентству, и клиенту, среди типовых форм нет — либо агентство находится в проигрышной позиции, либо клиент.
На мой взгляд, хорошим подходом можно считать следующую конструкцию:
Таким образом мы получаем достаточно сложную, но одновременно максимально эффективную связку клиент-агентство, в которой клиент уверен, что агентство заботится о его бюджете, пытается достигнуть целевых показателей и выполняет определенные объемы работ, а агентство имеет гарантированный базис, имеет целью улучшение качественных характеристик рекламы и не стремится при этом к раздутию бюджетов. Кроме того, при такой схеме агентству не выгодно просто сидеть и смотреть на бюджет, т.к. денег за работу оно почти не получит.
Ваша заявка отправлена. В ближайшее время мы с вами свяжемся.