Всем привет! Тема технической разработки интернет-магазина казалась мне меньше в начале прошлой статьи, но пришлось разбить материал на две части, сегодня я постараюсь рассмотреть оставшиеся моменты в этой теме.
Итак, вы уже выбрали, как будете работать, студию, и определились с платформой, теперь нам необходимо наладить работу с разработчиком. Обычно она делится на несколько этапов:
Я всегда рекомендую разбивать работу на описанные этапы, по каждому этапу выставлять отдельную стоимость и сроки и отдельно поэтапно принимать работу, это позволяет значительно повысить качество разработки и избежать «переделок» в конце работы. А теперь подробнее:
Подготовка ТЗ и начало разработки
Как описывалось в предыдущих материалах, современный интернет-магазин — это большой и сложный комплекс, интегрирующийся с большим количеством сторонних API:
Обязательно включите в ТЗ описанные пункты — даже если на данный момент в них нет необходимости, они пригодятся вам в будущем, основные возможности системы должны изначально планироваться с учетом её последующего развития.
Важнейшей частью ТЗ является структура сайта. Распланируйте её заранее, найдите среди конкурентов наиболее удачные и правильные примеры и согласуйте их с особенностями именно вашего предприятия. Лучше быть в тренде отрасли, т.к. средний посетитель быстро привыкает к общему шаблону действий, и новые механики (пусть даже очень удобные) могут его оттолкнуть.
Визуальная часть – найдите 3-4 удачных, на ваш взгляд, решения для сайтов вашей или смежной тематики, дайте их в качестве стилистического ориентира в ТЗ.
Хорошо также добавить в ТЗ и четкую инструкцию по внутренней разметке сайта (с точки зрения SEO), но об этом мы поговорим в следующих материалах.
В результате у вас должен получиться достаточно объемный документ, где собрано все самое важное. Эта часть работы наверно самая важная, так что когда студия выставляет отдельный счет за разработку ТЗ – это нормально.
Проектирование сайта и создание прототипа
Для того, чтобы приступить к самому интересному (к дизайну), хорошие разработчики сначала предоставляют заказчику несколько эскизных вариантов (часто рисунков от руки), схем работы меню или других важных элементов, а потом создают прототип, выглядеть он может по-разному — или как почти рабочий вариант верстки сайта без дизайна, или набор структурных шаблонов в виде картинок.
Этот момент последний этап, на котором заказчик принимает важные решения о том, как будет работать его будущий сайт. Необходимо очень пристально оценить все возможности и сценарии, которые предлагаются будущему пользователю, при малейшей двусмысленности или неочевидности решения, его необходимо обязательно переработать.
Дизайн сайта
Сколько копий было сломано на этом этапе, невозможно подсчитать, да и дать четкие рекомендации вряд ли возможно, но вот несколько важных советов:
Многие советы на первый взгляд очевидны, но как показывает практика, когда доходит до дела, большинство из них забывается.
Верстка шаблонов дизайна
Это чисто технический этап, подробнее про верстку мы поговорим в статье про SEO, но главное, что необходимо учитывать, это то, что верстка должна быть максимально легкой и чистой (т.е. все что может быть вынесено из неё – должно быть вынесено).
Программирование
Качество работы программистов оценить непрофессионалу достаточно тяжело, я бы посоветовал проверить работоспособность всех сценариев во всех доступных браузерах и системах, оценить скорость работы сайта и отдельных его компонентов.
Наполнение сайта
Одна из самых больных тем почти всех сайтов. Дело в том, что зачастую, готового материала для сайта нет, в лучшем случае какие-то полуфабрикаты, а готовить из них некому, заказчик рассчитывает, что агентство или студия решат этот вопрос сами, а они справедливо полагают, что контент – проблема заказчика.
В свое время мне попадались заказчики, которые присылали 500 страничный каталог в PDF и с милой улыбкой говорили – «Ну там все есть, возьмите сами».
Мы подробнее остановимся на действиях небольших компаний, так как в крупных организациях, как правило, удается найти ответственного и нагрузить его. В небольшой компании редко есть архивы материалов или штатные PR-щики, а контента необходимо большое количество. Я рекомендую составить список материалов и для каждого составить список ключевых тезисов, на основе которых копирайтер агентства уже будет работать.
Но важно помнить, что даже самый хороший копирайтер не сможет залезть к вам в голову, так что приготовьтесь к достаточно длительному общению, иначе вы, скорее всего, получите некий суррогат, который будет скорее мешать вам, нежели помогать.
Заранее необходимо также структурировать данные о товарах (особенно если их много), привести все в единую форму и заранее согласовать с разработчиком способ загрузки и обновления ассортимента, иначе вы рискуете заполнять каталог на несколько тысяч позиций руками, что, поверьте, труд неблагодарный, да еще и сомнительной полезности.
Тестирование и отладка
Обязательно запланируйте 1-2 недели на то, чтобы полностью проверить работу сайта в боевых условиях, т.к. только режим реального использования позволяет обнаружить некоторые ошибки.
В тестовый период разработчик обязан незамедлительно и за свой счет вносить необходимые коррективы, если этой опции нет в изначальном договоре, советую обязательно её внести.
Если все было сделано правильно, то скорее всего вы получите рабочий проект, который скоро сможет приносить вам прибыль, а о том, что еще для этого необходимо мы поговорим в следующих материалах.
//Александр Сафроненко
Ваша заявка отправлена. В ближайшее время мы с вами свяжемся.